ЗАКАЗ БИЛЕТОВ
8-495-508-41-55
Главная » О театре

О Московском театре Ленком

История Ленкома: один из самых легендарных театров столицы неизменно переполнен

Московский государственный театр Ленком имеет давнюю и очень богатую историю. Многие считают, что отсчет ее начинается с появления ТРАМа, но на самом деле все куда интереснее. В далеком 1909 году в здании, где располагается и ныне Ленком, а именно, в доме 6 по Малой Дмитровке, появился Купеческий клуб.

Уже в те времена в этом прекрасном строении, выполненном в модном для былых и наших дней стиле модерн, возведенном известным архитектором Илларионом Александровичем Ивановым-Шицем, стало собираться культурное и прогрессивное общество. В доме, называемом сегодня историческим, встречались именитые промышленники и меценаты.

В Купеческом клубе на Малой Дмитровке ставились вокально-музыкальные репризы и давали драматические спектакли. Сюда приезжали аристократы. Здесь зажигались звезды и выступали легенды культуры и искусства. Меценатство процветало.

Марк Захаров, возглавивший прославленный Ленком, еще в прошлом веке, не раз упоминал о том, что дом этот несет на себе особую энергетику. Он притягивает и завораживает.

Даже крах богемной атмосферы Купеческого клуба, происшедший в период революции и усугубленный последующей гражданской войной, не смог положить конец харизме этого здания. С ним неразрывно связана история одной из легенд московской сцены. Театр имени Ленинского Комсомола был официально зарегистрирован как организация лишь в 1938 году.

Про здание Ленкома

С учетом вышеописанного первого пристанища Мельпомены можно утверждать, что возраст театра Ленком уже давно перевалил за столетний рубеж, хотя официально столетие пока не отмечается. Здание возводилось в течение двух лет - с 1907-го по 1909-й. Знаменитому архитектору Иванову-Шицу помогал В. К. Олтаржевский, который в дальнейшем стал крупнейшим специалистом по высотному строительству в СССР.

В 1913-1914 годах у Купеческого Клуба появилась пристройка, возведенная по проекту архитекторов Адамовича и Маята. Труды двух гениев архитектуры и их последователей, которые тоже получили путевку в жизнь на Малой Дмитровке, увенчались успехом.

Здание сегодня входит в список шедевров начала прошлого века и внесено в копилку московской архитектуры. Конечно, не все время оно работало на Мельпомену.

После революции и до размещения в нем Ленкома здесь базировался политический клуб «Дом анархии».

Здание было также перепрофилировано под размещение Коммунистического Университета им. Свердлова. Именно в этот период в его стенах состоялось несколько знаменательных выступлений Ильича, ценимых историками эпохи.

В 1923 году здание в очередной раз сменило ориентацию. Университет закрыли, а строение реконструировали под кинотеатр, названный скромно - «Малая Дмитровка».

Через 4 года существования кинотеатра его вновь реорганизовали. Появился Театр Рабочей Молодежи под управлением комсомольской организации – ТРАМ, прообраз целой серии театров а-ля комсомол.

В 1937 году легенду Комсомола объединили с театром Рубена Симонова. Объединенный коллектив был переименован в Театр имени Ленинского комсомола, который стал Ленкомом в 1990-м, но это уже другая история.

Первым художественным руководителем назначили Ивана Берсенева, который бессменно возглавлял любимую труппу до смерти. Далее театр доверили его вдове Софье Гиацинтовой. До 60-го года его возглавлял Майоров, затем 2 года Толмазов. В 1963 году роль главного режиссера начал успешно исполнять Анатолий Эфрос. После его ухода несколько лет трудился Владимир Монахов. Бессменным художественным руководителем театра с 1973 года является Марк Захаров, но это тоже следующая история.

Великие вехи развития театра Ленком

Если Купеческий клуб не принимать в расчет, то первые удачные попытки создать театр для молодежи были сделаны через 7 лет после революции. Улеглись боевые страсти, и молодежь обнаружила тягу к прекрасному.

Идеи революции, конечно, красной нитью проходили через все творчество первого коллектива энтузиастов, которым удалось сформировать что-то на подобии труппы. Ее незамысловато назвали ТРАМ - Театр Рабочей Молодежи. Коллектив ТРАМа стал первой профессиональной труппой в новой стране.

Вчерашние студенты театральных училищ, а порой и просто свободные люди, ведомые желанием приобщиться к миру искусства, давали первые спектакли, уверенно заявляя о наступлении новой советской театральной эры. Вряд ли кого-то удивит тот факт, что первые спектакли имели совершенно определенную идеологическую направленность.

Без духа революции нельзя было обойтись даже в актерской игре, а не то что в выборе пьес. Даже названия спектаклей напоминали лозунги. Давали «Зови фабком», «Дай пять», «Как закалялась сталь», «Страна должна знать» и аналогичные им.

Усилия талантливых молодых людей были оценены. Труппа привлекла к себе внимание активными культурными экспериментами. Случайные люди со сцены постепенно испарились. В театре постепенно сложилась группа профессиональных актеров, декораторов, режиссеров.

Выход Театра Рабочей Молодежи на профессиональный уровень привел к тому, что, трам,.. и на спектакли стала ходить культурная публика! В довоенные годы продвинутый советский зритель начал требовать качества драматургии и совершенного актерского мастерства.

Молодой коллектив учился у прославленных мастодонтов МХАТа, лучших представителей реалистического советского искусства, замешанного на классике. Пришли Станицын, Хмелев, Баталов, Соколова.

К художественному руководству труппой приступил Судаков, а чуть позже в коллектив вошла группа актеров из театра-студии Симонова. Постепенно ушел в прошлое схематизм, свойственный спектаклям-агитациям.

На сцене стали давать настоящие произведения искусства. На подмостках блистали такие великие актеры советского периода, как Соловьев, Всеволодов, Серова, Рюмина, Щенникова, Марута. Именно в этом прославленном коллективе начал свою творческую биографию Николай Крючков.

Появление Театра им. Ленинского Комсомола было предопределено уже существованием сплоченной, слаженной команды. Труппа была способна осваивать произведения Толстого, Ибсена, Диккенса и других великих творцов.

Особо знаменательным для истории театра стал 1938 год. В феврале на здании появилась новая вывеска. Зрителю представили Московский театр имени Ленинского комсомола, а труппу возглавил Иван Берсенев, пришедший из распущенного МХАТа.

С ним в Ленком перешел целый ряд звезд. На сцене театра блистали Плятт, Бирман, Гиацинтова. В этот довоенный период очень быстро прошел отсев бездарностей. В труппе осталась настоящая команда талантов, которые приняли мхатовскую школу. Звездный состав талантов не ограничивался труппой и режиссерами.

Литературным отделом театра управлял Михаил Булгаков.

Музыкальную часть вел Исаак Дунаевский.

За танцевальные номера отвечала Наталия Глан.

Ирина Хольд, дочь Мейерхольда, обучала творческий состав биомеханике.

Сценография была в ведении Кибрика, Пименова, Кукрыниксов.

На сцене молодежного экспериментального театра ставили классику. В основном это была идеологическая русская и советская тема - пьесы А. Островского и М. Горького, спектакли по произведениям А. Пушкина. Это было не просто второе, а новое дыхание театра.

Особая роль Берсенева в развитии театра Ленком

При Берсеневе театр прочно и уверенно вошел в список лучших сценических коллективов страны. Своей твердой рукой организатора этот талантливый актер и художественный руководитель сплотил и повел за собой труппу.

Сам он не только руководил, но и блистал на сцене. Его помнят по ролям в «Норе» Ибсена, «Живом трупе» Толстого, «Сирано де Бержераке» Ростана. Одним из знаменательных спектаклей театра стал «Парень из нашего города» по произведению тогда еще не прославленного, мало кому известного Симонова. Берсенев выступил в качестве режиссера-постановщика этого прославленного впоследствии шедевра.

Спектакль вышел за 2 месяца до начала Великой Отечественной войны и стал, словно, ее предвидением. После этой пьесы Симонов принял на себя обязанности постоянного драматурга Ленкома. Следующей значимой постановкой по его пьесе стал спектакль «Так и будет», где блистала любимица публики Серова. Именно ей были посвящены легендарные строки «Жди меня, и я вернусь...».

Пьеса не сошла со сцены. Она постоянно возобновлялась при разных руководителях. Что удалось донести до зрителя Берсеневу и Симонову? Стремление любого поколения к счастью. Это выходило за рамки советского пафоса тех лет, незримо влекло и вдохновляло зрителя.

Берсенев с наслаждением работал не только с Симоновым, но также с Афиногеновым, Горбатовым, Лавреневым. Он рушил установки, которые диктовали, что Ибсен – плохо, Толстой – хорошо.

Театр им. Ленинского комсомола прославлял всех гениев современности ради будущего молодого комсомольского поколения. Ставили же на его подмостках и Толстого, и Ибсена, и Диккенса, и Ростана, воздействуя на умы, формируя такие понятия, как честность и верность долгу, нравственность и чистота.

В 1951 году, на пике своего расцвета, Берсенев ушел из жизни. Театр много потерял, но выжил, несмотря на настоящую чехарду руководителей. В этот период не было таких легендарных спектаклей, как ставили при Берсеневе...

Так продолжалось вплоть до 1963 года, когда художественным руководителем Ленкома назначили еще одну легенду – Эфроса.

Театр Ленком при Эфросе

В 1963 году Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер Анатолий Эфрос. Именно с его легкой руки театр вновь стал предлагать ценителям спектакли-легенды. Среди них – «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Чайка», «Снимается кино», «Мольер» и другие. При Эфросе состоялся по-настоящему фантастический взлет театра, уже не равного среди прочих.

Анатолий Эфрос создал настоящую плеяду талантов. Буквально за 3 года, которые называют сегодня золотыми годами новой российской режиссуры, театральная Москва получила Гафта, Дурова, Дмитриева, Збруева, Державина, Ширвиндта, Яковлева и многих других. При Эфросе дали путевку в театральную жизнь многим талантливым и неповторимым артистам.

Отстранение Эфроса от руководства стало громом среди ясного неба. Он не вписался в политику партии и правительства. Более того, в нем усмотрели даже опасность для идейных основ соцреализма.

С уходом Эфроса театр на Малой Дмитровке начал стремительно терять поклонников! Надежда, которая появилась у труппы и театральной столицы с приходом Экимяна быстро канула в Лету. Попытки его выстроить новый Ленком не увенчались успехом.

Ленком при Захарове

Марк Захаров стал еще одной надеждой театра, и он выполнил свое предназначение. Это имя стало своего рода нарицательным для очередной театральной эпохи Ленкома. Это талантливый, смелый и уверенный руководитель, который изначально поставил цель вывести Ленком на новый виток развития.

С первых же дней своей деятельности в роли руководителя Захаров определил особый подход к режиссуре. Стали уделять внимание не только декорациям, костюмам, игре, но и поэтике, музыкальному ряду. Именно музыка оказалась тем звеном, которого не хватала. Они предопределила успех и помогла вновь рождать легенды.

При Марке Захарове появились в репертуаре спектакли, которые сегодня считаются визитными карточками Ленкома. Это «Тиль», «В списках не значился», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация».

В 1976 году взошла на сцене Ленкома легендарная звезда. Поставили рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по мотивам произведений Пабло Неруды, посвященных национальному герою Чили. Однажды все исполнители и постановщики проснулись знаменитыми!

В главной роли блистал Александр Абдулов, без которого театр уже был немыслим. С ним в паре работали Николай Караченцов и Любовь Матюшина. Билеты на этот спектакль продавали, что называется, «из-под полы». Они уходили за бешеные деньги!

Рок-опера не утратила свои позиции. Она злободневна всегда. Бессмертные стихи Вознесенского и прекрасная музыка Рыбникова воссоединились с гениальным актерским составом. Успех первой рок-оперы требовал продолжения, и в 1981 году появилась очередная легенда - «Юнона и Авось»

Этот музыкальный спектакль перевернул весь театральный мир, срав настоящей революцией. В премьерной постановке блистали Абдулов, Караченцов, Смеян, Шанина. С «Юноной» Ленком гастролировал по Европе, выворачивал наизнанку Париж, Рим, Берлин, Афины. Состоялись ошеломляющие по своему успеху гастроли в Штатах, а Марк Захаров уже готовил основу для новых побед, искал свежие решения и экспериментировал. Каждый следующий спектакль собирал аншлаги.

Смена веков ознаменовалась появлением еще одной легенды - «Город миллионеров» с великолепной Инной Чуриковой и Арменом Джигарханяном. Спектакль, созданный вместе с Самгиным по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», по-прежнему появляется в афишах театра. У Чуриковой сменился партнер: им стал не менее блистательный Геннадий Хазанов.

Вот уже более 4 десятилетий Марк Захаров успешно «продвигает» свой любимый Ленком, фактически объяв необъятное. Театр стабильно входит в список ведущих сцен страны и даже мира, неизменно привлекая ценителей. Театральная публика и знатоки театрального искусства не пропускают ни одной премьеры.

Сегодня в театре блистают Чурикова, Броневой, Збруев, Лазарев, Захарова, Степанченко и многие другие талантливые актеры, включая молодежь. Уже известны и ценимы зрителем Мария Миронова, Анна Большова, Олеся Железняк, Антон Шагин, Алла Юганова и другие актеры. Преемственность поколений налицо.

В репертуаре Ленкома по-прежнему появляются былые легенды, но и новые «визитные карточки популярны». Билеты на спектакли «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Королевские игры», «Город миллионеров», «Шут Балакирев», «Tout paye, или Все оплачено», «Ва-банк», «Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)», «Женитьба», «Вишневый сад», «Аквитанская львица», «Пер Гюнт» уходят практически моментально, едва они появляются в афишах. В каждом постановке прослеживается особый, отличительный почерк Ленкома, созданный Захаровым.

Музыкальный ансамбль «Аракс» блистательно сопровождает постановки, а музыки в Ленкоме всегда много. Зрительный зал театра неизменно переполнен, а билеты, как и в прежние времена, бывает очень сложно не просто купить, а достать.

img
Билеты
в Театр Ленком
© 2019 Сайт не является
официальным ресурсом театра Ленком
Заказ билетов:
8-495-508-41-55